Детские конфликты - можно ли их предотвратить?
Конфликты возникают не только у взрослых. Они бывают даже у самых милых очаровашек, едва севших за парту. Хорошо, если восстановить мир удаётся сразу и обе стороны быстро забывают о случившимся. Но бывает и наоборот. Дети замыкаются в себе, пребывают в мрачном настроении, могут отказываться посещать школу. Как же предотвратить возникновение подобных ситуаций и научить ребят решать споры мирным путём?
Поводов для выяснений отношений в детском коллективе великое множество. Дети проводят большую часть дня друг с другом и разногласие интересов практически неминуемо. Причины могут быть вполне безобидными, но для «воинствующих сторон», они, конечно же, кажутся очень значащими. Существует даже гендерное распределение: девочек может расстроить неудовлетворительная оценка новой причёски со стороны подруг, а сильный пол может разругаться из-за насмешек над любимой футбольной командой.
Вмешательство взрослых вряд ли будет уместным в подобных случаях. Особенно в старшем школьном возрасте, когда ребята очень уязвимы к советам старших и воспринимают их как вмешательство в свою личную жизнь.
Если же вопрос заходит о телесном повреждении или буллинге, родители обязаны прийти на помощь ребёнку, сколько бы лет ему не было. Правда, делать это нужно очень осторожно, чтобы не усугубить ситуацию. Правильнее всего обсудить свои действия с психологом и педагогами учебного заведения.
В любом случае родные должны быть внимательны к эмоциональному состоянию сына или дочери. Если на лицо подавленность, нужно попытаться выяснить причину и предложить свою помощь. Окончательное же решение принимать ли «адвокатские услуги», остаётся только за ребёнком.
О природе возникновения конфликтов написан не один трактат. Минуя сложные формулировки, это явление можно охарактеризовать как нежелание уступить своему оппоненту. Обе стороны, подогреваемые эмоциями, готовы отстаивать личную позицию. К барьеру сходятся скорее не конкретные личности, а их взгляды, интересы, воспитание.
Детям в силу возраста неизвестны инструменты урегулирования столкновений, поэтому их «стычки» проходят более бурно, чем у взрослых. Но в этом есть и своё преимущество – после бури наступает затишье. То есть, выплеснув открыто недовольство, дети быстро успокаиваются и восстанавливают отношения даже на более качественном уровне.
Поведенческую линию спорщики выстраивают по стандартам, принятых в ближайшем окружении. Если в семье умеют слышать друг друга, уважать чувства других людей, то и ребёнок будет менее конфликтен. Родители обязаны об этом помнить и быть всегда на высоте при любых обстоятельствах.
➢ «Мирись и больше не дерись!»
➢ Почему возникают конфликты
Лучший способ уладить конфликт – это предотвратить его. И воспитательная работа как в школе, так и в семье, должна быть направлена на профилактику спорных ситуаций. Что для этого нужно? В первую очередь формирование у подрастающего поколения правильных навыков межличностного общения.
«Моё мнение важно, но я ценю и уважаю мнение остальных» – руководствуясь таким посылом, человек учится гармонично существовать в коллективе. С такой позиции ему легко взаимодействовать со сверстниками и обходить острые углы в дискуссиях.
Детям нужно донести, что конструктивный путь решения конфликтов – это поиск выхода из положения. И самым правильным вариантом всегда остаётся попытка договориться. Пусть получится не сразу, но это бесценный опыт, который пригодится в будущем.
Чтобы всегда держать руку на пульсе детских взаимоотношений, от взрослых требуется наблюдательность и знание детской психологии. Опытный педагог своевременно подметит напряжение отношений и локализует нарастающую бурю. Возможно, понадобится разговор по душам, а может быть выпустить пар спорщикам поможет совместное поручение – организация пикника. Главное, не быть равнодушным к жизни детей и быть им постоянным примером взвешенности, мудрости и терпения.
➢ Всегда ли нужно вмешиваться