Нужно ли делать уроки вместе с ребенком?
Давайте определим, кому это нужно: родителям, ребенку или учителю.
Если родители собираются прожить жизнь ребенка вместо него и до старости оберегать любимое чадо от проблем и ошибок, то обязательно нужно. Но как быть тем мамам и папам, которые не готовы совмещать работу и повторный курс школы, но хотят, чтобы сын или дочь успешно учились.
При тотальном контроле ребенок не научится планировать свой день. Домашнее задание будет воспринимать не как личное задание, за выполнение которого он несет персональную ответственность, а как совместную работу с родителями. И если взрослые не помогли, то они и отвечают за конечный результат. В итоге у ребенка сформируется неуверенность в себе, заниженная самооценка. Он всегда будет зависеть от чужого мнения, нуждаться в поддержке, одобрении окружающих. Такие дети вырастают очень тревожными людьми, боятся начинать новые дела, так как заранее уверены в неудаче и не готовы взять на себя ответственность. Очень скоро у них пропадет интерес к учебе, а посещение школы превратиться в тяжелое испытание.
Нужно признать, что далеко не всегда совместное выполнение уроков протекает в мирном русле. Если во время решения задачи или написания упражнения вы нервничаете, кричите на ребенка, это обязательно повлияет на ваши взаимоотношения. Уже в 6-7 классе ребенок может выйти из-под контроля, съехать на двойки и совершенно рассориться с родителями. И вернуть доверие и желание учиться будет очень трудно.
Как избежать подобных ошибок? Начните с простых вещей. Установите четкий режим дня. Объясните, в какое время ребенок должен выполнять домашнюю работу. Первое время можно заводить будильник для напоминания. Обсудите вместе с ребенком его новые обязанности и изменения в жизненном укладе, связанные с поступлением в школу. Расскажите, какие чувства испытывали вы, когда поступили в первый класс, как справлялись с трудностями, и как потом было интересно учиться. Оборудуйте постоянное и удобное место, где ребенок будет заниматься. Мебель должна быть комфортная. Важно, чтобы ребенок понимал, что уроки – это зона его ответственности. Первое время будьте рядом. Занимайтесь своими делами, но при необходимости объясните, как правильно выполнить задание. Задавайте наводящие вопросы, направляйте ход мыслей. Пусть ребенок сам догадается, что и как нужно сделать. Похвалите его за сообразительность и старательность. Первоклассникам трудно привыкнуть к своим новым обязанностям. Но старайтесь максимально сокращать время консультаций, учите ребенка быть самостоятельным, способствуйте волевому созреванию детей. И тогда уже к началу второй четверти вопросы с выполнением домашнего задания исчезнут.
Древний философ Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Готовить ребенка к жизни, воспитывать самостоятельность, ответственность, дисциплинированность нужно начинать в раннем детстве. И тогда малыш, повзрослевший до семилетнего возраста, будет понимать, что есть приятные занятия, с которыми можно справиться легко и весело. Но есть и такие, которые требуют усилий, времени, но их тоже обязательно нужно выполнить.
Играть интереснее, чем расставлять игрушки по местам. Гулять веселее, чем складывать одежду после прогулки. Уплетать вкусняшки легче, чем мыть посуду после обеда. Но если в ребенке с детства будут воспитывать чувство ответственности, если он регулярно будет выполнять определенные обязанности, то проблем с выполнением домашних заданий в будущем не возникнет.
Так все же почему родители вместе с детьми проводят вечера, а порой и ночи над учебниками и тетрадками? В первую очередь, мамы и папы таким способом решают проблему своих страхов. Чего они боятся? Вдруг их ребенок не оправдает ожидания и окажется не таким способным, как его одноклассники. При этом родители забывают три простые истины: ребенка нужно принимать таким, какой он есть, сравнивать детей категорически нельзя, и не все дети могут быть отличниками. Зарабатывая пятерки для ребенка, родители радуются, что держат ситуацию под контролем и не подозревают, какую медвежью услугу они оказывают своему горячо любимому чаду.
➢ Нужно ли учителю, чтобы родители вместе с детьми готовили домашние уроки?
Задавая домашнее задание, учитель хочет увидеть, как ребенок понял изученную тему, насколько сформировались обязательные навыки. Это необходимо для выстраивания дальнейшего плана занятий. Опытные учителя – сторонники классической схемы, при которой ребенок самостоятельно выполняет всю домашнюю работу, возможно, с ошибками. Позже в классе педагог обратит внимание детей на допущенные ошибки и научит, как правильно выполнить задание или решить задачу. Учить, контролировать, оценивать должен учитель.
Каждый родитель должен помнить, что успешными становятся только целеустремленные, уверенные в себе, ответственные люди, которые всю жизнь учатся чему-то новому и испытывают от этого удовольствие. Им легче строить карьеру, налаживать отношения, заводить знакомства. Дайте шанс вашим детям совершить свои ошибки, зато они приобретут опыт. Пусть они не будут круглыми отличниками, но вырастут людьми с активной жизненной позицией и сохранят теплые чувства к родителям.
➢ Нужно ли ребенку, чтобы родители вместе с ним готовили домашние уроки?