Почему самостоятельным детям учиться легче?
Понятие «детская самостоятельность» каждый взрослый трактует по-своему. Для кого-то это умение собрать игрушки, кому-то кажется убедительным, если ребёнок без напоминаний сядет за выполнение уроков. Критериев много, и они варьируются в зависимости от личного опыта родителей, полученного воспитания или отрывочных сведеньях, взятых с медиа источников. Какими же навыками на самом деле должен обладать ребёнок, чтобы назвать его самостоятельным?
Готовность к школе подразумевает наличие определённых навыков. Мало уметь запоминать с первого раза стишки и каллиграфически выводить буквы. Всё это замечательно, но если ребёнок систематически теряет школьные принадлежности, не умеет быстро переодеваться на физкультуру, то эйфория от успехов быстро уступит место растерянности и подавленности.
Ситуация может усложниться тем, что сам малыш не сможет проанализировать причины плохого настроения. Ему просто перестанет нравиться посещать школу. Естественная реакция родителей – пытаться найти виноватых, не понимая, что искать решение проблемы нужно в семье.
Какие же практические умения пригодятся школьнику, дабы избежать дискомфорта? В первую очередь, он должен следить за своими вещами, аккуратно складывать их. Контролировать свой внешний вид: не расплелась ли косичка или хорошо ли заправлена рубашка. Необходимо иметь навыки самообслуживания: пользоваться столовыми приборами, мыть руки, ополаскивать после пищи рот.
Возможно, мамы удивятся – что же здесь сложного? Ведь достаточно напомнить ребёнку, и он всё быстро выполнит. Но в том-то и дело, что самостоятельность подразумевает действия без напоминаний. Это алгоритм, включающий определение задачи и её решения. И всё это без подсказки взрослых.
Время, уделённое развитию самостоятельности, приносит весомые бонусы. Детям легче адаптироваться в школе, они активны, не боятся принимать участие в школьных мероприятиях. У них хорошие отношения с дисциплиной, и, как правило, высокая успеваемость.
Психологи определяют самостоятельность как способность реализовывать поставленные цели, принимать взвешенные решения и подчинять им своё поведение. Звучит серьёзно и, на первый взгляд, малоприменимо к маленькому ребёнку. Тем не менее, именно в раннем возрасте закладываются основы этих качеств.
Не упустив драгоценное время, родители сделают огромный вклад в развитие маленькой личности. Ведь параллельно с накоплением собственного опыта, формируются целеустремлённость и самодисциплина. Малыш учится ценить свой труд и уважать труд других людей.
Самостоятельность – важнейшая составляющая личности. Без неё человек не может стать успешным и никогда не достигнет гармонии с окружающим миром. Это то, что даёт возможность чувствовать себя свободным и независимым.
➢ Как развивать
➢ «Я – сам!» – это здорово
Самостоятельности невозможно научить в одночасье. Здесь не помогут репетиторы и опытные няни. Это качество формируется ежечасно изо дня в день, в зависимости от тактики воспитания. Задача родителей – создать условия, при которых ребёнку интересно делать всё самому.
Это бывает трудно – дождаться пока оденутся колготки, потратить время на отмывание стола от размазанной каши, но именно так малыш улавливает связь между поступком и следствием. Он учится искать оптимальные решения, становится ответственным и организованным.
Часто инициатива малыша пугает чрезмерно заботливых мам и бабушек. И в этом их главная ошибка. Пресекая действия, пусть неуклюжие и медленные, наносится первый удар по самооценке. Создаётся почва для неуверенности в собственных силах, растёт требовательность к опеке.
Начинать стоит с маленьких поручений, и усложнять их пропорционально возрасту. Важно помнить, что нельзя ругать ребёнка за неудачи. Он должен чувствовать, что его любят и готовы поддержать в любой ситуации.
Родители – первые и самые авторитетные учителя. От их подхода зависит насколько самостоятельными пойдут в школу их отпрыски и как быстро адаптируются к новым реалиям.
➢ Что значит быть самостоятельным