Школьная дезадаптация ребенка
Учебный процесс проходит на фоне конфликтов с педагогами и родителями, поведение оставляет желать лучшего, а выполнение домашних заданий превратилось в пытку. Психологи не рекомендуют списывать все симптомы на обычную детскую лень. Скорее всего, речь идёт о школьной дезадаптации – явлении, которое негативно сказывается на психике и деструктивно влияет на будущее ребёнка.
На ряду с бунтарством, возможен и другой вариант – апатия. Становится не интересной общественная жизнь класса. Живое общение с друзьями заменяется виртуальным, компьютерные баталии становятся центром досуга.
Дезадаптация сравнима с маршрутом в дремучем лесу. Неопытный путник натыкается на пни, царапается об колючие ветки и никак не может выйти на тропинку. В школе, как и в непроходимой местности, важен надёжный проводник. Он поможет найти правильные ориентиры и приспособиться к среде.
Ещё недавно поход в школу вызывал радостное воодушевление, и вдруг что-то сломалось. В глазах – тоска и уныние, замечания родителей воспринимаются в штыки, дневник ужасает оценками. Ученик чувствует себя «инородным телом» как в классе, так и в школе. Что же происходит? Ответ нужно искать всем миром – родителям, психологам, учителям и медикам. На лицо признаки дезадаптации, и без помощи взрослых здесь не обойтись.
Специалисты определяют школьную дезадаптацию как неспособность учащимся найти баланс между внутренними потребностями и внешними событиями. Отсутствие точек соприкосновения с действительностью приводят к психологическому дискомфорту. Ребёнок напуган, и выражает это в протестах против школы. Он вступает в борьбу с установленными правилами, плывёт против течения.
➢ Признаки
➢ Что такое школьная дезадаптация
Трещина в отношениях с «альма-матер» появляется постепенно. Этим явление и опасно – его трудно заметить сразу и принять необходимые меры. Первым реагирует дневник. Отрицательные оценки начинают чередоваться с замечаниями о плохом поведении, появляются вызовы родителей к директору.
К неуспеваемости присоединяется эмоциональная нестабильность. Ребёнок часто бывает подавлен, избегает открытых разговоров. Он симулирует болезни в надежде остаться дома. В характере проявляется тревожность, а иногда и агрессия.
Родным приходится нелегко в этот период. Но проинформирован – значит вооружён. Своевременная помощь к психологу поможет справиться с проблемой. Главное, запастись чуткостью и терпением. Возможно, будет достаточно нескольких консультаций, а может придётся сменить школу.
➢ Причины
Разделяют три уровня деадаптации: начальные классы, переход в средние и подростковый. У первоклашек главной причиной является психологическая неготовность к учёбе. Вчерашнему дошкольнику еще хочется играть. Он не привык долго сидеть за партой и выполнять домашние задания. Ответственность за это упущение лежит на родителях. Они не подготовили малыша к новым реалиям или дали неверное представление об ученических буднях.
У старших ребят камнем преткновения становится сложная программа. Один не понятый материал, второй – пробелы в знаниях растут как снежный ком. В результате появляется страх перед контрольными работами или вызовом к доске. Признав поражение, ученик принимает решение сойти с дистанции и перестать учиться.
Ещё один фактор – конфликты со сверстниками. Для ребёнка очень важно признание одноклассников. Если его игнорируют, или ещё хуже – насмехаются, то школа начнёт восприниматься как источник дискомфорта. Данная ситуация наносит по самооценке сокрушительный удар и может привести к нервному срыву.
➢ Как избежать дезадаптации?
Дети находятся в школе значительную часть времени. Это территория установленных правил и норм, которым необходимо соответствовать. Не каждому удаётся приноровиться к ним самостоятельно. Многие ребята нуждаются в постоянной поддержке. Поэтому так важно, чтобы педагоги были настоящими профессионалами в вопросах детской психологии.
Своевременная помощь при выполнении домашнего задания поможет удержаться на плаву успеваемости. Искреннее участие разрешит внутренний конфликт, а умение подчеркнуть значимость ребёнка возвысит его в глазах сверстников. Только такими методами можно защитить учеников от дисбаланса школьного бытия.
Самые безобидные последствия дезадаптации – масса комплексов и синдром неудачника. Более серьёзные касаются психического и физического здоровья. Не экспериментируйте со здоровьем своих детей, подходите к выбору школы правильно.